Некоторые туристы, впервые увидевшие памятник «Тысячелетие России», по какой-то причине думают, что это новодел. Однако это совсем не так. Торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» состоялось в 1862 году, через год после отмены крепостного права, под музыку Бортнянского. Дата эта выбрана не случайно. Согласно летописи, Рюрик был приглашен в Великий Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России. В Петербурге был объявлен конкурс на лучший памятник. Победил проект художника Михаила Осиповича Микешина. Это была его первая работа, за ней он создал памятник Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.
Находится памятник в Кремле Великого Новгорода. Он состоит из 129 фигур, символизирующих определенный период в жизни нашей страны. Интересно рассмотреть и изучить каждую композиционную группу, угадать заложенную идею, которую не сразу удается уловить.
Памятник представляет собой по форме колокол, возвещающий о славе первого тысячелетия Русского государства. Верхняя часть – это шар с крестом – символ царской власти. Рядом с крестом ангел (православие) и женщина (символ России).
Опускаемся ниже и нашему взору предстает 6 скульптурных групп, символизирующих 6 этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда были направлены в свое время интересы России. Так взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг (к Киеву), Петра I – на север, к Петербургу.
На следующей фотографии представлены князья Владимир, Рюрик, Дмитрий Донской (слева направо). Рюрик изображен со щитом, на котором написано: «Лета STO», что переводится со старославянского как «год 862». Справа от него князь Владимир с крестом в руке. Он повелевает язычнику разбить идола. А с другой стороны женщина несет младенца для крещения.
Следующая группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига. Дмитрий Донской попирает ногой воина Золотой Орды. В руках у него символ татарской власти бунчук.
Нижняя часть памятника состоит из 109 фигур – люди, которые внесли вклад в «возвеличивание России». Крайняя фигура слева в шлеме – это князь Святослав Игоревич. Рядом сидят Мстислав Удалой и Даниил Галицкий. За ними в полный рост представлены Довмонт, Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Тракайский Кейстут. Грустная женщина с опущенной головой – Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника Исака Борецкого. Она плачет над разбитым вечевым колоколом, символом новгородской воли. Борецкие были противниками объединения Новгорода с Москвой. Рядом с ней сидит Ермак (16 в.), казачий атаман, способствовавший присоединению Сибири к России.
«Просветители» представляют еще одну композиционную группу нижнего ряда. В основном это церковные деятели, стоящие у истоков христианского вероучения.
Сидящий слева старец с густой бородой – прп.Максим Грек (1475-1556). Выделяются фигуры патриарха Никона (1605-1681) (с посохом) и справа от него св. Димитрия Ростовского (1651- 1709) (в митре). Между ними на заднем плане государственный деятель Ртищев Ф.Н. (1625-1673). Левее от патриарха Никона на заднем плане Константин Острожский (1526-1608), архиепископ Казанский Гурий (16 в.), архиепископ Тверской Варсонофий (16 в.). Крайняя фигура справа – Московский митрополит Платон (Левшин).
В годы Великой Отечественной войны немцы хотели увезти памятник в Германию, даже начали его демонтаж, но их планам помешала Новгородско-Лужская операция. Так памятник и стоит уже 160 лет в Новгородском Кремле.