Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.
К.Ф. Юон
Дорога в музей А.Васнецова и немного истории.
В марте 2017 года мы посетили музей Аполлинария Васнецова.
Он располагается в двух квартирах, находящихся на одной лестничной клетке. Первая – место экспозиции картин, этюдов, мебели, выполненной по рисункам художника, осмотр мы проводили самостоятельно. По соседству находится квартира, в которой жил непосредственно уже сам Аполлинарий Васнецов. Туда нас провожала гид, поведавшая интересную информацию о художнике. Нам пришлось подождать около часа, чтобы попасть во вторую квартиру, так как там проходила детская экскурсия.
Чтобы попасть внутрь здания, надо набрать на домофоне квартиру 22.
Семья Васнецовых снимала квартиру в этом доме. Это один из последних московских адресов, куда переехал художник в 1903 году.
Первая квартира — залы экспозиции.
У нас на слуху имя Виктора Васнецова, а вот его брата Аполлинария известно гораздо хуже. В историю А.Васнецов вошел как мастер лирического пейзажа и талантливый исследователь, запечатлевший архитектуру исторической Москвы, быт и нравы жителей. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и сегодня поражают своей достоверностью. Больше всего он любил науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения». Даже показы своих картин на выставках художники часто сопровождал докладами.
Мы прошли в первую квартиру, в которой экспозиционная часть. Квартира отдана в 1984 году в пользование музея.
Зал «Родина».
В витрине портрет отца М.В.Васнецова и сохранившиеся предметы из дома Васнецовых в с.Рябово: чернильница, ручка, магнит. Здесь же гравюра «Село Рябово» работы А.М.Васнецова, медная доска и гравировальная игла.
Родился Аполлинарий Михайлович 7 августа 1856 года в Вятской губернии в семье сельского священника. Отец много времени тратил на воспитание и развитие детей. Он обращал внимание сыновей на красоту природы, рассказывал им о животных и птицах. Михаил Васильевич любил искусство и поощрял занятия детей.
В тринадцать лет мальчик остался сиротой. Он учился в духовном училище и брал уроки живописи у старшего брата и его друзей-художников. Юноша писал этюды с натуры, много рисовал. Целые дни проводил в полях, лесах, на реке, зарисовывая понравившиеся мотивы.
В Абрамцевских мастерских по эскизам Аполлинария Васнецова сделали дубовый буфет.
В 1918-1924гг. художник на основе детских рисунков создает серию акварелей «Моя Родина». Все девять работ этой серии выполнены в смешанной технике (уголь, фиксатив, акварель). А.Васнецов показал с.Рябово и его окрестности в разные времена года.
Зал «Пейзаж» в музее А.Васнецова.
Это место Кушево на Среднем Урале. Художник много путешествовал (в музее имеется даже карта его путешествий) и делал зарисовки.
Аполлинарий Васнецов был в Крыму в Кучук-Ламбате и провел ночь на древнегреческом кладбище, слушая шум моря. Под этими впечатлениями и возникла картина.
В конце XIX века художник открывает новую страницу в искусстве — начинает изображать историческую Москву.
Эта картина Смутного времени XVII века. Нам неизвестна точная дата и событие, изображенное на картине. Но, скорее всего, Борис Годунов еще жив, а Дмитрий Самозванец уже собрал рать и движется на Москву. Гонцы несут тревожную новость. Зимнее утро. Город спит. Лишь птицы встрепенулись и взлетели от топота копыт. Художник показывает ряд домов характерных для того времени.
«Воспитывали меня как художника-пейзажиста мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.
Последняя картина художника, романтический грустный пейзаж. На переднем плане изображен седовласый старика, сидящий в глубоком раздумье. Ветер шумит листвой деревьев. Смеркается, во всем грусть уходящей жизни. Этим произведением, созданным в свое семидесятилетие, художник как бы подводит итог жизненного пути.
Вторая квартира — место жительства художника.
Следующий наш пункт назначения — непосредственно сама квартира художника. Ощущается, что это жилое место, в ней царит атмосфера того времени. В квартире мы осматривали три комнаты — кабинет, гостиную, мастерскую. На мольберте в мастерской — незаконченная картина.
Шкура белого медведя — результат поездок Всеволода Аполлинариевича в Арктику в исследовательских целях. В одном из путешествий медведица напала на него, ее пришлось убить. Сын художника был один из основоположников полярной гидрологии.
На диване сидит парижская кукла, такие находились во всех домах московской интеллигенции.
Сверху Крымские пейзажи Аполлинария Михайловича.
На столе фотографии сына и снохи А.Васнецова, очень красивая настольная лампа.
Гостиная комната в квартире А.Васнецова.
Здесь бывал П.Третьяков, И.Бунин, К.Коровин, пел Ф.Шаляпин.
На стене портреты жены художника – Екатерины Константиновны и сына – Всеволода.
Кабинет в квартире А.Васнецова.
Он был не только художником, но и ученым, археологом, историком Москвы. Тут он готовил свои научные выступления.
Вся мебель выполнена по его эскизам в неорусском стиле в Абрамцевских мастерских. Кресло очень тяжелое. Чтобы его не двигать, можно было просто перекинуть спинку с одной стороны на другую. На заднем плане картина «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень», 1914 год. Аполлинарий Михайлович отправился в Крым с сыном, где наблюдали затмение. Художник писал этюды, из которых позже сложилась эта картина.
В углу располагается турецкий диванчик, на котором очень любил отдыхать художник. На нем его и застала смерть.
Рядом находится картина «На погосте. Демьяново», 1917 год. Демьяново — усадьба В.И.Танеева, находящаяся под Клином. В настоящее время это филиал усадьбы П.И.Чайковского. Демьяново было самым любимым местом А.Васнецова.
Буфет выполнен в мастерских Троице-Сергиевой лавры.
Столовая, мастерская в квартире Аполлинария Михайловича.
Столовая, а позже мастерская художника. В 1918 году у Васнецова отобрали мастерскую, и он стал работать в столовой.
От столовой здесь остался стол-сороконожка, венские стулья, буфет. На столе стоит сундучок-изголовник VII века, с которым путешествовали. Внутрь складывали вещи. Художник любил собирать предметы старины и покупал многие из них на Сухаревской площади.
«Ифигения в Тавриде», 1889 год — одна из любимых картин А.Васнецова. Написана на поэму И.В.Гете.
Под сень твоих колеблемых ветвей,
О древня, густолиственна дубрава,
Как в тихое святилище богини,
Еще поныне с трепетом вхожу,
Как бы впервые — и не может
Обжиться и обвыкнуть здесь мой дух.
Гёте И. В. Отрывок из «Ифигения в Тавриде».
Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…».
Перед смертью его беспокоило, снесли ли Храм Христа Спасителя. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…». Он единственный написал письмо в защиту храма в газету Известие. Второе, что его волновало – это вернулся ли из экспедиции сын Всеволод. Сын был в Арктике, поэтому не смог проводить отца в последний путь.
Адрес: Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон «22»), 3 этаж
Проезд: Ст.м. «Чистые пруды», «Красные ворота», «Курская»
Часы работы:
среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00,
касса и вход в музей до 16-00,
выходные дни — понедельник, вторник,
последний четверг месяца — санитарный день.
Стоимость билета:
300 руб. — для взрослых,
150 руб. — для пенсионеров, студентов и учащихся средних и средних специальных учебных заведений,
бесплатно — для лиц до 18 лет и некоторым другим лицам.
Время на осмотр: около 1 часа.
Сайт: www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/museum_flat_vasnetsov
© «Прогулки по России с Татьяной и Денисом». Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта прогулки-по.рф в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.