Спасо-Вифанский монастырь с 2002 года является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Сейчас там ведутся строительно-восстановительные работы после разрушительного советского времени.
Находится монастырь недалеко от лавры. Вот так выглядит окружение монастыря: старые пятиэтажки, домики с отваливающейся штукатуркой. Вокруг много свободного места для парковки машины.
Строительство монастыря велось в 1783-1788 гг. при ректоре Троице-Сергиевой семинарии митрополите Платоне (Левшине). Он глубоко почитал преподобного Сергия и усиленно заботился о процветании Лавры, а также составил ему акафист. Он заботился о жизни приходов. Так, например, соединил некоторые, чтобы они могли содержать священников, так как замечено, чем беднее духовенство, тем более подвержено различным порокам.
Митрополит Платон написал много сочинений. Его «Краткая российская церковная история» стала первым критическим исследованием по истории церкви. Именно при нем было введено единоверие – разрешение богослужений по дониконовским книгам. Так он хотел примирить Церковь со старообрядцами.
Однажды в Троицкой Лавре монах принес ему кусок черного заплесневелого хлеба с жалобой, что кормят таким хлебом. Митрополит, взяв этот кусок, стал его есть, между тем завел разговор с монахом и, когда съел, то спросил, как будто забывши, с чем монах пришел к нему. «Жаловаться на дурной хлеб», – отвечал монах. – «Да где же он?», – спросил митрополит. «Вы его изволили скушать», – «Ну, поди и ты сделай тоже, что я», – сказал ему спокойно митрополит.
Однажды митр. Платон стоял на хорах придела Преображения, а возле него встал какой-то священник, не видавший никогда митрополита, к которому имел дело. Перед выходом с евангелием причетник поставил свечу в северных дверях, а сам, полагая, что пока будут читать «блаженны», успеет сбегать вниз, побежал по лесенке. Между тем, диакон подходит с евангелием к северным дверям, а свечу некому понести. Митрополит, заметив это, говорит священнику: «Возьми свечу, понеси». – «Не подобает», – отвечал батюшка, – я иерей». Тогда митрополит идет сам, берет свечу, преподносит ее, а по входе диакона в алтарь, становится против царских врат, пока священник преподал благословение, затем относит свечу на южную сторону и, поставив ее на место, кланяется спесивому батюшке: «а я митрополит!».
Памятник митрополиту Платону стоит у святых врат монастыря.
Монастырь стал называться Вифанским по приделу Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного Господом в Вифании.
На Святых вратах икона Спаса Нерукотворного.
Первое, что мы видим, войдя в монастырь, это Спасо-Преображенский собор. Этот полукруглый храм этот выглядит очень необычно. Построен он при митрополите Платоне, в советское время разрушен и восстановлен только в наши дни.
Когда мы приехали, храм был закрыт. Тогда мы отправились в церковную лавку. Там можно перекусить пирожками и попить чай. А также попросить открыть храм.
Рядом идет восстановление храма.
Спасо-Преображенский собор имеет два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Митрополит Платон так объяснял идею храма: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
Верхний иконостас восстановили совсем недавно. На фотографиях 2016 года алтарная часть была открытая. По сравнению с убранством на литографии 1874 года сегодня храм выглядит не так помпезно. Но такая простота и лаконичность даже приятнее глазу.
Обратите внимание на интересное паникадило с лампадками!
Когда люди причащаются, они поднимаются вверх по лестнице. Как будто на гору Фавор, где было совершено Преображение Господне. Гора украшена искусственной листвой.
Алтарная стена нижнего храма сделана из камня. Она выглядит как пещера, в которой был похоронен праведный Лазарь.
Территория монастыря очень уютная, ухоженная, чистая. С западной стороны от собора находятся Святые врата, через которые мы входили, со звонницей.
В советское время монастырь был разрушен. В нем находился сначала детский дом, а потом – птицекомбинат. Здания разбирали на кирпичи. В настоящее время на территории ведется восстановление храма.